Природа уезда

Содержание материала

      ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА.


      Тихвинская водная система, наряду с Мариинской и Вышневолоцкой, являлась важным средством сообщения и торговым путем, соединявшим Волгу с Балтийским морем. Начинаясь от Ладожского озера, она заканчивалась в г. Рыбинске на Волге. Общая протяженность Тихвинского водного пути составляла 869 верст 87 сажен (898 км).
    Тихвинская водная система, усовершенствованная по инициативе Петра I, включила в себя: р. Неву до устья Обводного канала в Санкт-Петербурге, канал императора Петра I, канал императрицы Марии, р. Сясь, участок р. Тихвинки от впадения ее в р. Сясь до Киевского шлюза, включая последний, оз. Лебедино и Крупино, канал между ними, канал между оз. Крупино до р. Валчины, р. Валчину (до Нижегородского шлюза), оз. Сомино, р. Соминку, оз. Вожанское, р. Горюн, р. Чагодощу, р. Мологу до в падения в нее р. Чагодощи (пристань Усть-Чагодоща), далее р. Волгу от впадения в нее р. Мологи до г. Рыбинска.

2imageФото В. Минина
      В VIII-XIX веках, начав плавание у города Рыбинска, корабли шли 32 версты по Волге, затем 175 верст по Мологе. Из Мологи водный путь сворачивал на Чагодощу и шел 179 верст по рекам Чагодоща, ее левому притоку р. Горюн в озеро Чагодощь, затем 33 версты рекою Соминкой, озерами Сомино и речкою Валчиною. Между верховьем Валчины и озером Еглино суда проходили Тихвинский канал протяженностью 6 верст 325 сажен. Далее путь пролегал по озеру Еглино и реке Тихвинке (159 верст 457 сажен), затем 88 верст шли рекой Сясь. Потом путь продолжался по Сясьскому каналу (10 верст) и Ладожскому каналу (104 версты), затем 22 версты по Ладожскому озеру и 58 верст рекой Невой.

3image

  Фото В. Минина

        Путешествие заканчивалась недалеко от Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В оптимальном режиме эта система имела 62 шлюза, а также еще полушлюзы и плотины. По Тихвинской водной системе тогда ходили суда местного производства («тихвинки» и «соминки») и даже небольшие пароходы. Но в 1966 г. Тихвинская водная система была закрыта по причине нерентабельности. В это время стал работать Волго-Балтийский канал и железные дороги, соединившие Санкт-Петербург с Вологдой, Ярославлем, Москвой, Прибалтикой, Петрозаводском.

17imageФото В. Минина
     Население деревень, стоящих по реке Чагодоще, занималось мелким судостроением. Кроме того, рубили строевой лес для сплава на лесобиржи и лес на дрова для продажи, занимались промысловым рыболовством. Крупными пристанями на Тихвинском водном пути считались Сомино, Оксюково, Ильинская (Мегрино), Лентьево, Усть-Чагода. Причем пристань Усть-Чагода была учреждена именным Указом императора Николая I в 1843 г.

9image     Фото В. Минина

     Крестьяне окрестных деревень и сел нанимались бурлаками за 10-12 рублей на 127 километров пути. Причем при использовании конной тяги проводка одной баржи обходилась в 18-20 рублей. Конная тяга использовалась повсеместно. Стоимость ее (по ценам 1898 г.) составляла 7,3 копейки за одну версту с тысячи пудов груза по направлению к Санкт-Петербургу и 12, 9 копейки - в обратную сторону. Средняя продолжительность тяги от Рыбинска до Санкт-Петербурга равнялась 29 дням, а обратно - 26 дням. Если купцы нанимали знающего фарватер лоцмана, то его труд и умения оценивались в 25 рублей за одну проводку. Для конца XIX в. это были значительные средства. В переводе на современные рубли тот царский рубль равнялся более чем 1000 современных рублей. Поэтому в пересчете на современные деньги грузов по Тихвинской системе тогда провозили на сумму примерно в 36 миллиардов рублей в год.

12image
    Тихвинская водная система, несмотря на все свои недостатки, способствовала развитию различных промышленных предприятий по берегам рек. Так, стекольный завод И. П. Позена, основанный в 1840 г., производил ежегодно до 700 штук емкостей на сумму около 20 тысяч рублей. Работали на нем 12 иностранцев и 10 русских рабочих. Продукция на судах вывозилась для продажи в города Мологу и Рыбинск. На реке Чагодоще близ д. Стулово с 1813 г. действовал мукомольный завод братьев Бушковых. На нем перемалывали пшеницы около 18 тысяч четвертей (четверть = 0,2 куб. м), на сумму в 150 тысяч рублей. Муку реализовывали на территории приречных волостей и на торгах и ярмарках близлежащих губерний. Помол производился и на заводе купца К. Стуловского. Среди товаропроизводителей не последнюю роль играли лесопильни Стуловского и Юшкова на реке Песь, известные с 1840 г. На шести рамах силами 24 человек (вручную) здесь распиливали до 8500 бревен в год на общую сумму 5 тысяч рублей. Полученные доски сбывались на лесобиржах Рыбинска и Санкт-Петербурга.
     Особо неблагоприятна для судов была река Чагодоща. На протяжении 225 километров река делает очень крутые повороты, во время паводков часто меняет свое русло. Начиная от устья реки Горюн, дно Чагодощи каменистое. Особенно опасен мыс Растеряйка, первый крупный порог Смердомец и за ним Бестолковый плес. Всего каменистых порогов на реке Чагодоще восемь, и все с меткими образными названиями: Смердомец, Вялец, Шаркинский, Семерик, Белый Бык, Луковец, Бук, Коровья Нога. Из них самым трудным для судоходства считался порог Вялец, через который суда поднимались

Фото В. Минина

при помощи шести лошадей. Самый мелкий порог - Белый бык. Каменистых гряд насчитывается десять, а главных мелей - шестнадцать.

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск