Наши музеи

Поиск выбранные

Последние материалы

Музеи Устюженского уезда

Содержание материала

Музеи нашего края

Устюженский Краеведческий музей

deb8d3fa82d4a29ea04094a5ce5d3798

        Автор неизвестен.

       На Соборной площади в центре города возвышается величественный пятиглавый собор Рождества Богородицы (1685—1690). Хорошо сохранились его богатые внутренние интерьеры — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени).

     В интерьере два столба поддерживают коробовые своды с распалубками. Световой барабан поднимается над системой подпружных арок и парусов. С трех сторон в собор ведут перспективные порталы с килевидным завершением архивольт. Пол выложен белокаменными плитами. С внутренней стороны входы прикрывались массивными железными дверями, изготовленными местными кузнецами.

     Имена строителей собора остались неизвестны, но, судя по мягкой пластике форм и особенностям декора, ими, скорее всего, были ярославские мастера. Их постройки этих лет и по композиции объемов, и по рисунку деталей близки Рождественскому собору в Устюжне. Что же касается приделов, то известно, что они возведены каменщиками из Ярославского уезда — Василием Назарьевым и Михаилом Гавриловым «со товарищами».

122

 Автор неизвестен

    Интерьер Устюженского собора был богато убран при участии лучших московских мастеров конца XVII столетия. Главным украшением интерьера поныне является великолепный резной золоченый иконостас. Он состоит из пяти ярусов— местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого. Завершают иконостас клейма с изображением «страстей» и резное «Распятие». Иконы верхних ярусов современны резьбе иконостаса, в местном ряду сохранилось несколько более древних произведений.

p1301152244462

    Исполнение живописи для иконостаса Рождественского собора было заказано мастерам Оружейной палаты и велось одновременно с завершением строительства собора.

     Самыми древними иконами в местном ряду иконостаса Рождественского собора являются знаменитая «чудотворная» икона «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни богоматери и «Рождество богоматери» с такими же клеймами. На особо почитавшейся иконе «Богоматерь Одигитрия» имелась серебряная вызолоченная риза, сделанная Бежецким мастером Иваном Татыковым в 1821 году. Икона была усыпана драгоценными камнями.

     В настоящее время в Рождественском соборе размещается Устюженский краеведческий музей. Краеведческий музей Устюжны был открыт в 1921 году. С 1936 г. он располагается в здании собора Рождества Богородицы (XVII в.). В музее богато представлено местное декоративно-прикладное искусство.

Оно четко определяется историей города, занятиями его жителей в разные века: в XV-XVI веках это древнерусская живопись, в XVII-XVIII столетиях - резьба по дереву (киоты, прялки, пряничные доски), в XVIII-XIX веках - литье и просечное железо (фигурные замки и ключи, свесы для кровель и дымники для труб), в XIX веке и в начале ХХ - вышивки и фаянс (свадебные наряды, полотенца, изделия фаянсовой фабрики Ивана Небаронова).

3

    В коллекциях музея собраны многочисленные экспонаты, рассказывающие о богатой событиями истории Устюжны, о культуре и быте посадских людей и крестьянства уезда в различные эпохи, о богатом и своеобразном народном искусстве края. Устюженский музей обладает собранием произведений масляной живописи XVIII—XIX веков. Здесь имеются полотна русских художников И. К. Айвазовского, Б. М. Кустодиева, Ю. Ю. Клевера, К. Я. Крыжицкого и других. Уникальную ценность в этой коллекции составляют произведения безвестных крепостных живописцев, создавших интереснейшую портретную галерею дворян, имевших усадьбы в Устюженском уезде (Карауловых, Трусовых и других). Эти портреты, отличающиеся высокими художественными достоинствами, являются и важнейшими историческими памятниками, велика их рол ь в изучении культуры и быта русской провинции XVIII—XIX веков. В этой галерее есть и очень выразительные портреты столпов устюженского купечества XIX века — Поздеевых, Дьяковых, Копыльцовых. Большой интерес представляет собрание памятников древнерусской живописи музея.

     Хотя эта коллекция сравнительно невелика, она имеет чрезвычайную ценность, проливая свет на пути развития искусства в этом уникальном районе тесного соприкосновения различных художественных традиций и их сложного взаимовлияния.

     К самым ранним произведениям живописи в собрании Устюженского музея относится икона «Борис и Глеб» XV века. Популярные в древности русские святые изображены в рост на светлом желтом фоне лимонного оттенка. На головах у них княжеские шапки, опушенные мехом, на плечи накинуты плащи. «Ризы» Бориса и Глеба написаны звучными красками с использо ванием тонкотертой киновари теплого оттенка и красивой изумрудной зелени, похожей по цвету на малахит. По темноватому санкирю положено неяркое розоватое вохрение без активных белильных движков.

mus ustyujna3

       Автор не известен

     Светоносная сила чистых красок, нанесенных легким прозрачным слоем, была особенно характерна для произведений, создававшихся мастерами верхней Волги и Пошехонья, к кругу которых, очевидно, и принадлежал автор «Бориса и Глеба». В то же время в иконографических особенностях этого произведения, в лаконизме изобразительного языка явственно ощущаются отзвуки новгородской художественной школы, особенно в том ее варианте, который развивался на территории северо-восточных волостей Новгорода.

5

     В устюженских храмах было немало шедевров резьбы по дереву XVII—XVIII веков. Хранящиеся в местном музее царские врата XVII — начала XVIII столетия из церкви Петра и Павла являются одним из таких уникальных творений русских резчиков. Свой облик врата получили не сразу.

     В начале они были значительно проще, декор и х состоял лишь из плоскорельефной сквозной резьбы. Позднее, очевидно уже в начале XVIII века, на них были наложены новые обрамления живописных клейм со сложнейшей объемной резьбой, изображающей виноградные лозы. Вряд ли это работа местных мастеров.

   Устюжане заявили о себе как об искусных и оригинальных мастерах в резьбе бытовой, предназначенной для домашнего хозяйства. Самобытны устюженские прялки. Внешне они похожи на шекснинские прялки — «золоченки», но отличаются от них изукрашенной геометрической резьбой, высокой стойкой. Лопаска устю женских прялок невелика по размерам, декорирована трехгранновыемчатой резьбой с включением розеток, крестов, волнистой зубчатой линии, цепочки из ромбов и других символических знаков. В верхней части лопаски обычно вырезали «городки», а внизу делали своеобразные проушины.

     Особое пристрастие питали устю женские резчики к древней солярной символике — разнообразным кругам с вписанными в них звездами и крестами, колесам, розеттам. Как известно, отражавшие астральную символику орнаментированные круглые привески в XI—XIII веках были широко распространены как у местных финно-угорских племен, так и у соприкасавшихся с ними новгородских словен и кривичей. В орнаментике прялок до наших дней дошли отзвуки языческих верований местного населения.

8 771618031

     Большую ценность имеет коллекция пряничных досок XVIII—XIX веков, бытовавших в Устюжне и в уезде. Устюженские пряники были довольно большими. Это фигурки рыб, птиц, зверей, реже человека. Изображения их часто исполнены добродушного народного юмора и в гипертрофированном виде выявляют какую-либо характерную черту персонажа.

      Сердитый лев яростно хлещет себя хвостом, пригнулся на коротких лапах, словно приготовился к прыжку. От злости он даже вытаращил глаза и высунул длинный язык. Но кисточка хвоста в виде сердечка, лапы словно в расшитых перчатках, ресницы вокруг глаз делают его злость игрушечной и забавной. На другой доске распустила хвост веером и важно выступает красавица пава. Изображали на пряничных досках ловившихся когда-то в Мологе стерлядей. На одной такой доске стерлядь свернулась кольцом, а у ее головы вырезана подпись: «Вкусно сесь рыбку». Выпекали пряники в виде женской фигуры, одетой в разукрашенный народный костюм, с высоким остроконечным головным убором. Эта фигура, несомненно, имеет связь с образом древнеславянской Великой Богини, столь распространенным в местной вышивке. Пряники часто были и в форме мужичка в лаптях, в войлочной шляпе и с коробом на боку — коробейника.

    Замки и ключи работы устюженских мастеров. XVIII в. В сюжетах, в манере изображения птиц, животных и человека на устюженских пряничных досках также явно ощутимы глубинные пласты традиций народного искусства Северной Руси, уходящие в даль минувших столетий. Умение резчиков остро подметить и выявить типические черты животных, птиц и рыб, сохранить реалистическую убедительность художественного образа при всей его декоративной стилизованности, само их неодолимое тяготение к зооморфной пластике указывают на древние корни их искусства, на многовековой опыт народных мастеров, на живые традиции древнефинского и древнеславянского художественного наследия.

20498dd8 1048 4a1f bcfd c9b50d616cef

    Изделия кузнечного мастерства устюженцев нередко имел и художественное значение.

   Даже обычный плотничий и слесарный инструмент, веками развиваясь, обретал наиболее рациональные, совершенные в пластическом выражении функционального назначения формы, поднимающиеся до высоты подлинного искусства. Замки и ключи украшались геометрическим орнаментом, выполненным в технике литья и ковки, напоминающим узоры устюженских резных прялок. На стройное деревцо с корневищем и ветвями похожи изящные ярусные светцы с витым стволом. Разнообразны по форме личины замков, дверные навесные петли и щеколды. Узорчатым просечным железом украшались свесы кровель, «коруны» водосточных труб, навершия дымовых труб. Многие из подобных предметов и сейчас еще используются в быту местного населения.

     Повсеместно в Устюженском уезде было развито и скусство народной вышивки. В собрании музея имеется ценная коллекция расшитых шерстью и шелком полотенец, женских праздничных одежд, поясов. Устюженские свадебные и праздничные полотенца отличались богатством декора. Обычно в них комбинировались тканые проставки с вышивкой и редко с кружевами. Получались многоярусные декоративные композиции, насчитывавшие иногда тринадцать и более орнаментальных регистров, нижний из которых состоял обычно из треугольных и полукруглых «мысов». Композиционный принцип декора устюженских свадебных полотенец, когда орнаментальные регистры как бы «подвешиваются» один к другому, напоминает декоративную систему финно-угорских шумящих украшений XI—XIII веков, частично воспринятую и расселившимися здесь славянами. Что же касается комбинированного использования в одной композиции проставок с различными видами вышивки и ткачества (а иногда и просто полосок кумача), полихромии тамбурной вышивки, то, согласно наблюдениям специалистов, эти черты сближают устюженскую вышивку с вышивкой  Ярославской области и народов Поволжья.

mus ustyujna8

     Автор неизвестен.

    В ранних вышивках, исполненных в технике двухстороннего шва, использовались широко распространенные на Севере древние мотивы женской фигуры с предстоящими всадниками, «павы» и «древа жизни». В композицию декора свадебных полотенец включались изображения символов плодородия — ромбов, кринов (узоров, напоминающих процветший росток), а также солярных знаков.

t 784qhaMEc

   Автор неизвестен

     Большой популярностью у устюженских вышивальщиц в конце XIX — начале XX века пользовались тамбурные вышивки. Обычно они также комбинировались с проставками стро-чевой вышивки, реже — с ткаными полосками. Излюбленными сюжетами остаются все те же птицы и женские фигуры, появляются и более привычные, наблюдаемые в быту предметы. На одном из полотенец традиционные птицы предстоят уже не «древу жизни», а большому закрытому сундуку, фигура Великой Богини становится изображением могучей крестьянки, одетой в широкий сарафан и кофту с присборенными рукавами.

332971658

   На свадебных полотенцах часто встречается композиция с изображением крестьянского дома и сцены свадебного пира. В городе вышивали по белому полотну цветными шелками «гладью». В таких вышивках обычны мотивы цветущего куста роз, вазона с цветами и птицами.

   Во второй половине XIX века в Устюжне существовала фабрика фаянсовых изделий И. И. Небаронова. Ее продукция — столовая посуда, декоративная мелкая пластика — была широко известна в России. Со смертью владельца производство их прекратилось в 1889 году. Фаянсовая посуда фабрики Небаронова украшалась красивой росписью приятного зеленоватого или красноватого оттенка орнаментального характера или же изображением несложных пейзажных мотивов.

  В Устюженском музее экспонируется целый ряд изделий небароновской фабрики бытового и декоративного назначения.

  Об Устюженском краеведческом музее можно говорить бесконечно. Но лучше посмотреть!

 

Ustuzhenskii kraevedcheskii muzei v sobore Rozhdestva Bogorodicy 0

     Адрес: 162840, Вологодская обл. г. Устюжна, Соборная пл., д. 5.  Тел: (817-37)2-25-54; +7(921)-135-43-44.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  Время работы: с 10.00 до 17.00 Обед: с 13.00 до 14.00 ч. Выходной: понедельник, вторник.


 

 

 

Филиал Устюженского краеведческого музея, с.Даниловское.

Музей-усадьба Батюшковых и А.И.Куприна в Даниловском.

 

      Режим работы: Среда - воскресенье с 10.00 до 17.00 Перерыв с 13.00 до 14.00 Выходные - понедельник, вторник

     Своеобразным памятником культуры Русского Севера XVIII–XX вв. является село Даниловское с его усадебным домом. Даниловское располагается на расстоянии около 15 верст от городка Устюжны. Двухэтажный деревянный дом с колоннами – родовая усадьба семьи Батюшковых.

В прошлом она являлась поместьем дворянского рода Батюшковых, известного в русской истории с XVI в. Его представители находились на военной службе при Иване Грозном и Петре I, защищали Устюжну от польско-литовских интервентов в 1609–1610 гг., участвовали в русско-турецких войнах и в борьбе с Наполеоном. Сельцо Даниловское принадлежало им как поместье уже в XVII в.

Усадебный дом в Даниловском был построен в конце XVIII в. Львом Андреевичем Батюшковым, дедом поэта Константина Николаевича Батюшкова. Усадьба стала вотчиной семьи Батюшковых задолго до рождения поэта - в 1683 году оно было пожаловано его прапрадеду М. И. Батюшкову за службу. В 1812–1813 гг. дом был перестроен Николаем Львовичем, отцом поэта.

Константин Николаевич Батюшков (1787–1855 гг.), известный поэт, представитель раннего русского романтизма. В Даниловском прошло детство поэта (1787-1797), Сюда к отцу и сестрам он приезжал в 1807 году после ранения под Гейльсбергом. А вскоре после смерти отца Константин Николаевич едет в Даниловское, чтобы спасти усадьбу от продажи, а позже возвращается, уже будучи известным поэтом.

В имении сохранился старинный парк версальского типа и сосновая аллея, посаженная пленными французами в 1813 году в честь победы России над Наполеоном. Являются памятниками природы областного значения.

     В 1960 г. в Даниловском был основан, а в дальнейшем реставрирован Литературный музей "Усадьба Батюшковых". Он повествует о жизни и творчестве поэта Батюшкова, его окружении. Среди экспонатов - множество вещей семьи Батюшковых. На стенках все те же портреты Батюшковых в простейших рамках из дерева. Вольтеровское кресло в кабинете отца, за окном в заросшем саду также таинственно, как и прежде, перешептываются столетние липы.

     Наш земляк поэт Константин Николаевич Батюшков провел в родовом имении Даниловское свои детские годы (1787 – 1797). Приютом отдыха, трудов и вдохновения были эти места и для известного русского писателя А. И. Куприна (1906 – 1911). Значение К. Н. Батюшкова для русской литературы определил В. Г. Белинский: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

     В дальнейшем усадьба перешла к Помпею Николаевичу Батюшкову (1810–1892 гг.), младшему брату поэта. Он выкупил имение, перестроил домашнюю церковь, обновил парк. В 1887 г. по его инициативе и при его участии было издано полное 3-томное собрание сочинений К. Н. Батюшкова.

     Последним владельцем Даниловского был Федор Дмитриевич Батюшков (1857–1920 гг.), профессор, литератор, критик. Он получил Даниловское в наследство от Помпея Николаевича, который писал о нем, как о «далеком по крови, но близком по духу». Имение не приносило дохода, но Федор Дмитриевич дорожил им как памятью о поэте.

     Ф. Д. Батюшков был дружен с писателями: А. П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. М. Горьким и особенно с А. И. Куприным, который в течение нескольких лет — с 1906 по 1911 годы — приезжал в Даниловское и подолгу жил в нем.

     Второй этаж дома занимает экспозиция, посвященная писателю Александру Ивановичу Куприну (1870–1938 гг.). По приглашению своего друга Ф. Д. Батюшкова он бывал здесь в период с 1906 по 1911 год, отдыхал, занимался охотой, много и плодотворно работал. В Даниловском написаны рассказы «Суламифь», «Изумруд», «Река жизни», начата повесть «Яма», задуман «Гранатовый браслет». Полюбившееся ему Даниловское и «любезную его сердцу Устюжну» А. И. Куприн описал в рассказах «Черная молния», «Попрыгунья-стрекоза», «Завирайка» и некоторых других. О красоте здешней природы Александр Иванович писал: «Третий день я в Даниловском. Прекрасно! Утром выйдешь из дому и такая благодать в парке. Сиренью насыщен весь воздух, свежесть, тень. Птицы так кричат, что не разберешь, кто, где и как...».

     Писателя влекла в Даниловское и давняя дружба с управляющим усадьбой Иваном Александровичем Араповым, человеком интересной судьбы. А. И. Куприн писал ему в 1918 г. из Гатчины: «Поклон даниловским соснам, людям и зверям. Чего бы я сейчас не отдал, чтобы вернуть даниловские времена...»

В 1918 г. Даниловское было национализировано, здесь размещалась коммуна. 7 сентября 1960 г. в связи с 90-летием со дня рождения А. И. Куприна в доме был открыт народный музей, преобразованный в 1970 г. в филиал Устюженского краеведческого музея. В последние годы проведена научная реставрация дома в Даниловском, в результате которой восстановлены старая планировка, гостиные, кабинет, библиотека, комнаты сестер поэта.

      Усадьба в Даниловском – единственный в стране сохранившийся мемориальный дом семьи поэта.

     В музее Батюшковых также нашли место материалы, отражающие жизнь других представителей рода Батюшковых, которые внесли свой вклад в развитие русской культуры. В XVII–XIX вв. родовые усадьбы были своеобразными центрами дворянской культуры. В настоящее время работники музея поддерживают давние традиции этого дома. Для посетителей проводятся лекции, салонные вечера, рождественские елки, игровые программы.

     Туристы имеют возможность осмотреть экспозицию, заказать экскурсии по музею и приусадебному парку, сделать на память фотографии. 

 


 

Музеи нашего края - Музеи местные

Музей в клубе поселка им.Желябова.

1

     В 1841 году на месте современного посёлка имени Желябова была учреждена пристань Усть-Чагода (Усть-Чагодощенская), имевшая важное значение для Тихвинского водного пути.

    В 1928 году на берегу Мологи была заложена судоверфь, получившая имя народовольца Желябова.

     К 1941 году на верфи работало 420 человек. В годы Великой Отечественной войны на замену ушедшим на фронт были приняты рабочие, эвакуированные из Ленинградской и Новгородской областей, с верфи имени Дзержинского (Ленинградская область) были привезены здания и сооружения для верфи и жилого фонда.

     Вот некоторые факты: в довоенном 1940 году было сдано в эксплуатацию барж грузоподъемностью на 7620 тонн, в 1943 году - на 27300 тонн, а всего за годы войны судостроители дали фронту и народному хозяйству 124 баржи грузоподъемностью 100 тыс. тонн.

     За отличное выполнение в годы войны государственных заданий многие работники верфи награждены орденами и медалями. Более 30 раз за годы войны присуждалось предприятию переходящее Красное знамя Министерства речного флота и ВЦСПС. После окончания войны это знамя было передано судоверфи на вечное хранение.  

    12 июня 1945 года населённый пункт при судоверфи получил статус рабочего посёлка и название «Рабочий поселок имени Желябова». 10 февраля 2000 года постановлением губернатора Вологодской области посёлок городского типа преобразован в сельский населённый пункт.

     1 января 2006 года было образовано городское поселение «посёлок имени Желябова», состоящее из одного посёлка. 26 февраля 2006 поселение получило статус сельского, а 11 января 2007 в его состав вошли близлежащие деревни Александрово-Марьино, Лычно, Оснополье, Селище, Чирец.

     Экономика

    Основное предприятие посёлка имени Желябова — лесоперерабатывающий комбинат имени Желябова. Он был построен в 1928 году для нужд открытой тогда же верфи. Верфь была закрыта в конце XX века и комбинат переориентировался на производство пиломатериалов вместо товаров народного потребления глубокой переработки, которое предприятие производило ранее. Часть производственных мощностей расположена в деревне Лентьево на другом берегу Мологи. На данный момент производство на комбинате прекращено, оборудование утилизировано.

     В посёлке работают общеобразовательная школа, детский сад, больница.

      Население

    По переписи 2002 года население — 1092 человека (468 мужчин, 624 женщины). Преобладающая национальность — русские (98 %).

    Численность населения (чел.)

1959г.    1970г.    1979г.     1989г.    2002г.

2058      1685       1577       1386     1092

    При Желябовской сельской библиотеке под управлением Ирины Лебедевой работает музейная комната "Истории родного края". Посмотрим экспонаты музейной комнаты. По своему наполнению может еще "утереть нос" даже музеям небольших городков России.

14 

Как все начиналось.........

     В 1977 году по решению администрации партийного комитета, рабочего комитета профсоюза и комитета ВЛКС при библиотеке комбината ЛПК им. А.И. Желябова в 1978 году создается комната Трудовой Славы, основателем которой стала Шадрикова Галина Михайловна, которая работала в библиотеке с 1964 - 1996 год. Сохранились акты от 1978 года о передачи директором ЛПК Смирновым А.А. на хранение в комнату Трудовой славы предприятия (тов. Шадриковой Г.М.) следующих документов: почетных грамот предприятию, фотографий, фотоальбомов, дипломов, различных свидетельств. В 2001 году, в комнате Трудовой Славы происходят изменения. Библиотекарь Поторопина Л.А. подала идею расширить экспозицию комнаты, Шадрикова Г.М. поддержала её в этом начинании. Так появилась большая этнографическая экспозиция «С чего начинается Родина» и комната Трудовой Славы была переименована в музейную комнату «Истории родного края».
     Большую помощь в организации выставки оказали ее дарители – жители поселка им. Желябова и окрестных деревень. Каждый библиотекарь, работавший в свое время в Желябовской сельской библиотеки, внес свой вклад в развитие музейной комнаты. С 2006 года работу с музейной комнатой осуществляет заведующий Желябовской сельской библиотекой Ирина Владимировна Лебедева. Работа идет при поддержке актива, состоящего из жителей поселка имени Желябова.
     Музейная комната пополняется новыми экспонатами, в ее стенах проводятся экскурсии, творческие выставки, массовые мероприятия, уроки краеведения, патриотические и музейные часы. Общее число хранения экспонатов (на 01.01.2020) – 284 единицы.

2

Разгорелся наш утюг - тюг-тюг!!!

4

Машинка ЗИНГЕР. До сих пор работают!!!

5

 6

Разное.

8

Книги из библиотеки. Читали?

9 Мукомольное хозяйство. На чердаке у многих сохранилось.

10

Предметы старины. Даже ткацкий станок. Многие и их имели. Хорошо половики ткать.

11

Это продукция ЛПК им. Желябова. Домостроительный цех.

12

Прялки были почти в каждой семье.

13

Комната в деревенском доме.

15

Кухонная утварь.

17

Помним!!!


 

 

Музей ПЕТУХА на Пере в д.Яковлевское.

     Среди названий Устюженских деревень Перя занимает особое место. Официальной датой основания Пери считается 1628 год – это первое упоминание деревни в письменных источниках. Однако настоящая история поселения уходит в глубокую древность. Археологи относят его к IV тыс. до нашей эры.

     Наименование пери ученые связывают с именем языческого бога Перуна. У древних славян Перуна считали повелителем грозы, грома и молнии. Его имя переводят как «разящий», а также как «первый» или «правый». Наши предки почитали Перуна первым защитником правды. Его представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой, которая уподоблялась грозовой тучей. Славяне представляли Перуна мчащимся среди туч верхом на коне, либо в колеснице, запряжонной белыми или вороными крылатыми жеребцами. Перед молниями, которые посылал на землю этот бог, разбегалась вся нечистая сила. Вот почему, считали славяне, после грозы так легко дышится.

     В том районе, где сейчас расположена деревня Перя, в древности находилось капище (своеобразный храм под открытым небом) Перуна. Оно имело форму цветка из шести или семи лепестков. Лепестки представляли собой ямы, в которых горели священные костры. В центре цветка ставили изображение Перуна. Это был деревянный идол с серебряной головой и золотыми усами. Перед идолом помещался алтарь в виде каменного кольца. Туда складывали приношения и проливали жертвенную кровь животных или человека. У славян человеческие жертвоприношения были редкостью. Если, например, дрерние прусаки и латыши, которые тоже поклонялись Перуну, приносоло ему в жертву военнопленных, то у славян человеческие жертвоприношения являлись бобровольными и даже почетными. Иными словами, не каждый славянин мог удостоится чести пойти на заклание грозному божеству.

     Каждый год 20 июля к капищу в раоне Пери собиралось большое количество людей на праздник Перуна. Люди зажигали священные костры из жывого огня, который добывали трением из коры дуба. Роща из священного дуба всегда обрамляла капища бога грозы. Был у Перуна и свой цветок – перуник с шестью лилова-голубыми лепестками. В наши дни его зовут ирисом, что в переводе с греческого означает радужный. У капище Перуна славяне ждали чуда. По преданиям, только в день бога грозы к его капищу выходили туры. Быки-туры обладали злобным и неустрашимым характером, огромной силой и выносливостью. Охота на них считалась подвигом. Достаточно сказать, что более «мелкие» потомки туров – реликтовые зубры, которых до сих пор можно встретить в Усть-Кубинском районе, весят 1200 кг при длинне тела до 3,5 м и высоте в холке 195 см.

     В праздник Перуна туры при скоплении народа выходили к капищу и сами клали головы на алтарь, прося принести себя в жертву. В это же время в листве священных дубов появлялись всезнающие сороки – птицы Перуна. Они наблюдали за действиями людей и сообщали своему повелителю обо всем происходящем.

     У Перуна было два священных символа – топор и громовой знак. Топору, оружию громовержца, древние славяне приписывали чудесную силу. Например, топор, всаженный в деревянный косяк, был непреодолимым препятствием для нечистой силы. Топором ударяли по лавке, на которой кто-то умер, изгоняя смерть.

     Другой символ Перуна – громовой знак, изображали в виде колеса с шестью спицами, либо в виде снежинки, либо в вмде цветка с шестью лепестками. Знак в виде колеса со спицами можно встретить на некоторых бытовых предметах устюженских крестьян – на прялках, на посуде. В древности этот знак имел и чисто практическое значение. Устюжане верили, что он выполняет роль громоотвода.

     Одним из явных признаков существования культа Перуна в Устюженских землях является частое повторение на пряничных досках местного производства, в вышивках и обрядовых песнях петуха. Специалисты утверждают, что петух являлся зооморфическим образом Громовержца и что своим громозвучным пением «вещал о победе над демоническими силами». Недаром в народе существует поверье, что с первым криком петуха ранним утром разбегается вся нечисть, имеющая власть и силу по ночам.

     В устюженских деревнях еще в начале XX в. Существовал обычай вывешивать во дворах крестообразный камень с круглым отверстием посередине или стоптанный лапоть. То и другое именовали «куриным богом». «Куриный бог» - дар Перуна, должен был служить оберегом от всякой нечести.

     Петуха и курицу древние связывали с магией плодородия. Недаром их вышивали на свадебных полотенцах и упоминали в свадебных песнях устюженские крестьянки:

Пойду, выйду молода на широкий двор,

на насестушку;

Я возьму петушка за право крылышко:

И на, вот те, петушок, за ночешный гребешок

Ты почто рано встаешь, голосисто поешь...

     Сладкие петушки на палочке – «моленое печенье» - раздавали на праздниках детям. Съеденный петушок защищал малыша от нечисти и сглаза. А молодые замужние крестьянки Перской волости любили носить красивые головные уборы – кокошники с треугольным очельем – гребнем. Термин «кокошь» в древности обозначал петуха и курицу. Надевая кокошник, женщина символически отдавала себя под власть и защиту бога грозы. Маленькая шапочка с завязками на затылке – «сорока», выполняла то же назначение.

     Устюженские крестьянки еще в XIX веке любили расшивать свои головные уборы речным жемчугом. Поклонники Перуна считали, что жемчуг – это слезы, которые зарождаются от отражения молнии, запечатленной в глазах молюска-жемчужницы в момент, когдата испуганно захлопывает створки раковины привиде грозы. У древних жителей нашего края существовал обычай. Парень сватаясь к девушке дарил ей шапку жемчуга. Если жемчуг – слезы молюска, то жених символически дарил невесте шапку слез, моля ее не отказывать ему в расположении. Так Перун помогал устюжанам в создании семейного очага.

     Под покровительством бога грозы находились и древние льноводцы. Недаром у славян-язычников существовал обычай ставить на льняном поле небольшие деревянные фигурки Перуна. Громовержец должен был позаботиться о молодых растениях, вовремя оросив их дождем.

     Смертными помошниками Перуна на Земле считались кузнецы, недаром уже в христианские времена в деревнях их побаивались, называя колдунами. Согласно языческой легенде один из кузнецов когда-то помог Перуну в его извечной борьбе с заклятым врагом – темным богом Змеем Волосом (Змеем Горынычем). В награду за это Перун стал покровительствовать всем кузнецам. Устюжна Железнопольская и ее окресности – древний центр кузнечного ремесла и без крупного капища Перуна здесь обойтись не могли.

     Почитали Перуна в наших краях и за то, что он подарил людям целебные родники. Устюжане верили, что они возникают от удара Перуновой молнии и называли их гремячими (от слова «гром»). Одним из таких родничков, известный под названием «Здоровчик» находится на западной окраине Устюжны. Сторожи рассказывали, что одному из горожан когда-то приснился странный старик, который сообщил ему о существовании близ Устюжны родника с целебной водой.

     «Гремячие» родники в наших краях всегда были объектами особого почитания. За ними ухаживали, расчищая и обкладывая камнями и не подозреваяя, что отдают дань древней языческой прадиции предков.

     По инициативе директора детского творчества Устиновой И.А. в Перской библиотеке начал работать кружок декоративно-прикладного творчества. На первое занятие посетило 11 сельских ребятишек и было посвящено ракушке. Удачно подобранный природный материал для первого занятия увлек детей и позволил Ирине Анатольевне полностью завладеть их вниманием. Дети с нескрываемым любопытством разглядывали поделки из ракушек, и с удовольствием приняли предложение сделать что-то самим. Закипела работа: кто мастерил цветы, кто – аквариум, кто – рамку для фотографий. Увлечение захватило всех? «Дети из сельской местности не должны быть обделены вниманием, - говорит руководитель кружка. Остается добавить, что выбор Ирины Анатольевны не случаен, она – выпускница Перской школы.

     Любимая игра «Поле чудес», которая прошла после занятия, была посвящена урожаю. Главный приз выиграл Добряков Максим. Чай с конфетами был особенно вкусным. Вот так сообща мы стараемся сделать досуг школьников познавательным и интересным.

Приглашает "Музей Петуха на Пере"

Перская библиотека предлагает следующие программы:

     1. «В некотором царстве, в петушином государстве».

Праздник в музее Петуха, где царит неповторимая атмосфера русской сказки, дополняемая живописными композициями русского фольклора.

     2. Заглянем в бабушкин сундук.

     С помощью подлинных экспонатов эпохи начала ХХ века вы сможете погрузится в атмосферу прошлого.

     3. День рождение в музее Петуха.

     Музей организует яркие и запоминающие дни родения в игровой интерактивной программе «Чудо в перьях». Завершением станет мастер-класс по изготовлению петушка и праздничное чаепитие.

     4. Волшебный мир музея

    Программа предлагает вам более подробное изучение коллекции музея.

Каждая из программ включает в себя:

• Исторический экскурс «Перя-Перун-Петух»

• Презентация «Перя»

• Знакомство с музеем Петуха

• Игровое занятие.

Рады видеть вас в нашей библиотеке!

    Заявки на посещение музея принимаются предварительно, по телефону: 8(81737) 56-105.

    Стоимость билетов: 120 р. – взрослый, 80 р. – детский (на группу детей и взрослых не более 15 человек).

    Наш адрес: Вологодская область, Устюженский район, д. Яковлевское, 162834. Перская библиотека.

Хоромы Петуха

В Устюженской стороне

Много необычных мест,

И одно из них на Пере

Место полное чудес.

Сам Перун – бог солнца может

Здесь давно людей хранил,

А петух красавец божий

Перуна боготворил.

Солнца лучик ранним утром

Он, увидев, голосил:

«Кукареку! Кукареку!» -

Так кричал, что было сил.

Ясно – солнце умывалось

Бога утренней росой,

Освещая все деревни

И сверкая красотой.

А деревни, как подружки –

Голосистый перезвон,

Не простые их названия

Происходят от имен.

Яковлевское вначале,

Фудоровское в бору,

В Софронцеве мычали коровы в старину,

Максимовское все в цветах,

Кузьминское в меду,

Антоново в лугах, полях,

Алекино в лесу.

И ясный петушиный крик

Деревни освещал,

О Боге пел, о Перуне

Окрест оповещал.

А нынче в XXI век

Встряхнули старину,

В библиотеке есть музей

Певцу и Перуну.

И кто желает посетить

Местечко Перуна

На Перю приезжайте

В хоромы петуха.

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск